Здесь рассмотрены основные технические приемы каяков, но они также
справедливы и для байдарок
ВЫХОД НА СТРУЮ И ВХОД В УЛОВО
Первое, что должен уметь делать каякер
— это выходить на струю и возвращаться к берегу. Выход из улова и вход в него были описаны в предыдущей главе при
рассмотрении зацепа, поскольку именно зацеп является основным
приемом для этих маневров. Обратите внимание на следующие тактические детали.
с этой стороны, не нарушая ритма гребли.
Выполняйте его тогда, когда вы видите, что следующий гребок вам пришлось бы
делать уже по другую сторону сбойки. Этот дуговой гребок должен перебросить нос каяка
через границу улова. Подчеркните среднюю фазу этого гребка и накрените
лодку прежде, чем этот гребок закончится.
Выход на струю и вход в улово. |
Крен лодки задается в основном движением бедер, а не
вывешиванием корпуса. Последнее становится заметным только при выполнении
крутого разворота на большой скорости. Роль крена при входе/выходе из улова
состоит в том, чтобы обеспечить устойчивое положение лодки; без крена внешний
борт лодки будет притоплен уловом (при входе в улово) или струей (при выходе на струю), и лодка
перевернется самым классическим образом — наружу поворота.
В подавляющем большинстве случаев для входа в улово лучше пользоваться зацепом, хотя этот гребок
несколько более сложен. Он позволяет выполнить разворот более энергично и
точно, поместить лодку строго в требуемое место улова (или струи) и при этом
тормозит ее в минимальной степени. Поворот на низкой опоре более доступен для
начинающих гребцов; он позволяет задать заведомо избыточный крен наклоном
корпуса и затем поддерживать равновесие за счет опоры на весло. Такая техника
приемлема для гребцов с недостаточно развитым чувством равновесия, но не стоит
злоупотреблять ею. Чем быстрее вы научитесь поддерживать равновесие лодки при
зацепе, тем лучше, и ради этого можно пожертвовать несколькими оверкилями на первых тренировках. Однако поворот на низкой
опоре, частично переходящий в обычный дуговой гребок от кормы, тоже не следует
полностью исключать из своего арсенала. Он бывает необходим, например, на
мелководье, а также для кормовых гребцов на байдарке-двойке и
катамаране-четверке, работающих позади центра лодки.
Граница между уловом и струей выражена
наиболее отчетливо возле верхнего конца улова и постепенно сглаживается по
мере приближения к нижнему концу. С одной стороны, это затрудняет разворот,
поскольку именно разность скоростей, а не работа гребца, должна выполнять
основную работу по вращению лодки. С другой стороны, в самом начале эта
сбойка может быть чрезмерно интенсивной (в частности, на ней возможен
локальный перепад уровней и/или сильная турбулентность) и слишком сложной для данного
гребца. Лучшее место, как это часто бывает, находится где-то посередине. Другое соображение, определяющее точку входа — наличие
камней и других препятствий. Прежде всего это относится к тому препятствию,
которое образует данное улово. Если вы будете
заходить в улово вплотную к его верхнему концу, это
препятствие помешает вам выполнить разворот. Поэтому заход в улово обычно выполняется, как минимум, на полкорпуса ниже
препятствия. С другой стороны, чтобы не промахнуться мимо улова, необходимо
учитывать снос лодки по течению в процессе разворота — особенно при большой
скорости основного потока и остром угле входа. Из этих соображений крайне
нежелательно целиться в самый нижний конец улова. |
|
Угол и
скорость входа
Помимо той роли, которую играют
эти величины сами по себе, они связаны с той траекторией, по которой вы намерены
двигаться при входе/выходе из улова. Каждая из них варьируется в ту или иную
сторону в зависимости от того, хотите ли вы описать широкую дугу и уйти
далеко вглубь улова, или развернуться практически в одной точке и остаться
непосредственно возле границы улова. Угол входа определяет, насколько большой вращательный
импульс получит непосредственно корпус лодки в момент прохождения границы
улова. Этот импульс, вместе с работой гребца, позволит вам завершить разворот
после того, как весь каяк окажется внутри улова. Наибольший импульс лодка
приобретает при входе в улово под прямым углом к
границе. Соответственно, поворот лодки носом против струи совершается за
минимальное время, и лодка не успевает далеко уйти вглубь улова. Именно это
требуется, например, при входе в узкие улова за одиночными надводными камнями
посередине русла. При входе под очень острым углом лодка сохраняет
значительную поступательную скорость при небольшой скорости вращения. Тогда
она движется в улове по широкой дуге и уходит далеко внутрь него. Такая
траектория требуется, например, в тех случаях, когда основная струя быстро
удаляется от границы улова и угрожает пронести лодку мимо него, или при
наличии мощной турбулентности на границе. Начальная скорость при входе/выходе из улова необходима
для прохождения сбойки. Часть энергии поступательного движения расходуется на
преодоление разности уровней, турбулентности, часть — преобразуется во
вращательное движение лодки. Чем больше исходная скорость перед входом в улово, тем больше и скорость лодки после прохождения
сбойки и, соответственно, тем более широкую дугу она описывает. При небольшой
входной скорости лодка почти полностью тормозится на сбойке и не проникает
далеко в улово. В любом случае, начальная скорость
лодки не должна быть меньше определенной величины. Таким образом, наиболее сложным оказывается вход в узкое улово. В этом случае каякеру
следовало бы направить лодку с небольшой скоростью под углом, близким к
прямому. Однако при этом возникает и максимальный опрокидывающий момент, и
поддерживать равновесие при таком заходе наиболее сложно. Кроме того, из-за
малой скорости лодка долго проходит через сбойку. С одной стороны, это
позволяет ей приобрести больший вращательный момент, но с другой — подвергает
ее воздействию турбулентности на границе, что также осложняет управление. |
|
Этот маневр приходится иногда
выполнять в порогах, если лодка оказывается развернута помимо вашей воли.
Кроме того, это хорошее упражнение для поддержания равновесия в лодке. Он выполняется аналогично входу/выходу
на низкой опоре, но сама опора при этом выглядит иначе. Она больше
похожа на высокую опору: локти опущены, весло опускается
на воду рабочей стороной. Однако теперь, в отличие от опоры, весло находится
несколько впереди центра лодки. Передняя (ближняя к гребцу) кромка весла
несколько приподнята. Такую модификацию иногда называют обратной опорой.
В остальном весь маневр выполняется по той же схеме:
Чтобы не потерять ориентировку,
на протяжении всего этого маневра гребец должен смотреть назад через плечо с
внутренней стороны поворота. |
|
|
|
|
|
Элементы последнего упражнения
можно видеть в частичном входе в улово,
используемом как один из способов разворота лодки. Например, если лодка в
пороге оказалась развернута кормой вперед, гребец может дуговым гребком от
кормы поместить корму в улово, затем дуговым
гребком от носа завершить разворот и вытащить всю лодку обратно на струю.
После этого сплав продолжается обычным образом. |
ТРАВЕРС
Сложение скоростей в однородном потоке
Первое правило движения на бурной
воде состоит в том, что лодка совершенно не обязательно движется ни в ту
сторону, куда движется поток, ни в ту сторону, куда направлен ее нос, ни в ту
сторону, куда ее тянет гребец своим веслом. Реальное направление ее движения
может не совпадать ни с одним из этих трех.
В простейшем случае горизонтального потока движение лодки
складывается из двух составляющих: движения самого потока и движения лодки
относительно него. Это хорошо известная из школьного курса физики задача о
сложении скоростей. Например, если лодка движется поперек потока, а ее скорость
равна скорости самого потока, то результирующее движение будет направлено под
углом 45° и к оси потока, и к продольной оси лодки. Для маневров на бурной воде
особенно важны два предельных случая:
|
|
Естественно, оба эти маневра
предполагают, что собственная скорость
лодки и скорость потока — величины одного порядка. В большинстве
случаев это так. В отличие от большинства других судов, каяк обладает большой
собственной скоростью, сравнимой со скоростью течения. Благодаря этому он
способен выполнять многие сложные маневры, недоступные для других судов. |
|
Первое, за чем должен следить каякер при выполнении траверса — это угол между потоком и
продольной осью лодки (угол траверса). Чем больше скорость потока, тем меньше
должен быть этот угол, чтобы компенсировать снос лодки по течению. При
небольшой скорости течения угол траверса можно увеличить, чтобы увеличить
боковую составляющую скорости и быстрее выполнить маневр.
Неоднородности потока по-своему влияют на угол траверса и
осложняют действия гребца. Пусть, для определенности, каякер
выполняет носовой траверс от одного края потока до другого. Пока каяк движется
к оси потока, скорость течения у носа больше, чем у кормы, и каяк стремится
развернуться носом по течению. Когда же он прошел середину потока и движется
к противоположному краю, нос находится в более медленной воде, и лодка
стремится развернуться носом строго против течения. Чем больше угол траверса,
тем больше разность скоростей течения у носа и у кормы лодки, и тем труднее
поддерживать этот угол постоянным. Если вы чувствуете, что теряете контроль
над лодкой, уменьшите угол траверса и, если не хотите при этом подниматься
против течения, соответственно уменьшите скорость. Следующее, на что надо обратить внимание — это крен
лодки. При движении по однородному потоку крен не требуется. Однако при входе
в более быструю струю возникает поперечное движение воды относительно лодки,
которое притапливает верхний по течению борт, а при
входе в более медленную воду притапливается нижний борт. Соответственно,
гребец должен задавать крен в первом случае от струи, во втором — от улова.
Крен необходимо удерживать до тех пор, пока не установится устойчивый угол
траверса и скорость лодки, соответствующие новой скорости потока. Крен лодки при траверсе задается в основном движением
бедер. Наклон корпуса требуется только тогда, когда разность скоростей велика
и поперечное движение лодки сильно ускоряется или тормозится. В любом случае,
этот крен не должен быть большим: чем больше крен, тем сильнее вращение
лодки, вызванное разностью скоростей потока, и тем труднее удерживать
требуемый угол траверса. Наконец, гребец не должен терять ориентировки в
пространстве. Перед выполнением траверса необходимо хотя бы бегло просмотреть
предполагаемую линию движения и убедиться, что она свободна от камней и
сильных локальных неоднородностей потока. При выполнении носового траверса
гребец смотрит, в основном, поперек потока в ту сторону, куда он движется. Но
краем глаза он должен (через нижнее по течению плечо) следить и за тем, что
делается ниже по течению. При кормовом траверсе гребец, как правило, смотрит
вперед, на те препятствия, относительно которых он должен расположить лодку,
и одновременно вбок, чтобы видеть, что происходит с той стороны, куда он
движется. |
Упражнения
Траверс струи между двумя уловами
Пересечение узкого V-образного языка, по обеим сторонам которого имеются улова — предельный случай траверса неоднородного потока.
Некоторые особенности этого маневра проявляются здесь наиболее заметно.
СБОЙКИ СТРУЙ
Прохождение сбойки струй: а —
правильно, б — неправильно. |
Сбойка двух равновеликих струй — достаточно
неприятное препятствие. Если каяк располагается вдоль линии сбойки, то две
струи накатываются на него с двух сторон, и правильный крен
от одной из них означает, что борт и дека подставляются под удар другой.
Поэтому такого положения следует избегать в любом случае. Если обойти сбойку
невозможно или нежелательно, то следует пересекать ее под углом большим, чем
угол схождения струй. Тогда обе струи будут действовать на один и тот же борт
каяка. Опора с этой стороны и крен в противоположную позволят преодолеть сбойку
без оверкиля. При подходе к сбойке необходимо иметь
определенную начальную скорость, чтобы углубиться в противоположную
струю навстречу течению и убрать корму каяка со сбойки.
ШИВЕРЫ
Вероятно, первое серьезное препятствие, с которым может
столкнуться начинающий каякер — это шиверы. По
существу, шивера — это просто совокупность отдельных надводных, обливных и полуобливных камней и проходов между ними, и вся задача каякера состоит в том, чтобы последовательно обойти все
камни и связать проходы между ними в единую цепочку. Маневрирование в тесных шиверах, вероятно, можно считать самым эффективным
упражнением для каякера, впервые вышедшего на бурную
воду. Оно приучает гребца свободно пользоваться всеми приемами для
поступательного, бокового перемещения и вращения лодки, которые он должен был
предварительно отработать на спокойной воде, а также траверсом и скоростным прострелом. Вместе с тем
оно демонстрирует ряд особенностей, которые в равной степени относятся ко
многим другим техническим приемам на бурной воде.
Отражение от
отбойного вала
Основной "кирпичик", из
которого построена любая шивера — это отдельный камень, около которого
образуется пологий (не опрокидывающийся) отбойный вал. Даже если перед камнем нет
видимого поднятия уровня воды, здесь неизбежно должна присутствовать струя,
обтекающая камень. Соответственно, она же помогает каякеру
уйти от препятствия. (Именно отсутствием такого течения обусловлена повышенная
опасность завалов и многих антропогенных препятствий.) Каякер
может воспользоваться этим валом или струей двумя основными способами.
Когда каякер
пробирается через каменные лабиринты, ему часто приходится переходить из одной
струи в другую. Этот маневр отличается от выхода на струю из улова, поскольку
течение всюду направлено в одну и ту же сторону, перепады скоростей не столь
велики, и лодка разворачивается, как правило, на угол не более 90°. Как и при
обходе камня, при этом возможны два основных варианта.
Выбор линии движения в тесной шивере бывает достаточно затруднителен, и каякеру требуется определенный навык, чтобы решать эти
задачи с ходу. Каждая шивера уникальна, и каякер
должен каждый раз выбирать линию движения заново. Основные правила, которыми
следует пользоваться при этом, справедливы не только для шивер,
но и для большинства других препятствий.
Правило наименьшего действия.
Не
старайтесь обойти каждый очередной камень как можно дальше. В большинстве шивер камни расположены в шахматном порядке, и чем дальше
вы уйдете от одного камня, тем дальше вам придется возвращаться, чтобы обойти
следующий. Вместо того, чтобы шарахаться из стороны в сторону, старайтесь по
возможности выдерживать прямолинейный курс с небольшим количеством глобальных
поворотов и проходить вплотную к камням то справа, то слева.
Правило опережения.
Подходя
к очередному камню, закладывайте такой курс, который приводил бы вас в
требуемую точку при обходе следующего. Тогда при подходе ко второму камню вам
останется только точно откорректировать положение лодки и затем изменить курс в
направлении третьего, и т.д. Еще лучше, если вы сможете контролировать свое
движение на 2–3 хода вперед.
Правило глобальных маневров.
Следите
за тем, чтобы в путанице ближайших к вам камней не упустить глобальных
изменений в структуре препятствия — например, перехода основной струи под
противоположный берег — и вовремя изменяйте основную линию своего движения. Как
часто мы в сиюминутной суете не замечаем многих очень важных вещей...
Начинающий каякер
— гроза всех камней на реке. Хотя прижать каяк к камню намного труднее, чем,
скажем, двухместную байдарку, это весьма нередкий тип оверкиля.
Есть два правила действий при навале на камень:
Найдите возможность для того,
чтобы потренироваться в расталкивании камней. Выберите для этого мелководный
участок с быстрым течением и отдельными надводными камнями. Убедитесь, что
выбранный вами камень не подмыт с верхней по течению стороны. Проверьте, что
за ним можно твердо стоять на ногах, и попросите товарища постоять там и
подстраховать вас. Заполните весь свободный объем каяка хорошо надутыми баллонами.
Полиэтиленовый каяк выдерживает такие
упражнения без заметного ущерба. Сломать хорошо сделанный стеклопластиковый
каяк, как правило, тоже непросто, а если он все-таки ломается — значит, был
сделан халтурно. Туда ему и дорога; радуйтесь, что это случилось не в походе
в неделе пути от ближайшего жилья. Если же у вас нет ничего, кроме
единственной каркасно-поддувной
лодки... Конечно, вы можете ее поберечь, но тогда весьма вероятно, что вам
придется осваивать этот прием опять же в походе, где у вас не будет ни ящика
запасных труб, ни слесарной мастерской, ни бочки клея. |
ПРИЖИМЫ
Второй тип препятствий, с которым каждый каякер встречается достаточно скоро — это прижимы.
В отличие от валов, бочек
и других структур, для образования которых необходима значительная энергия
потока, прижимы могут образовываться даже на самых маленьких речках, и в
некоторых отношениях именно такие прижимы наиболее опасны. Хотя на повороте
реки часто образуется настоящий порог с различными видами вертикальной
турбулентности, сам по себе прижим представляет в основном горизонтальное
течение, и для его прохождения достаточно описанных выше маневров. Валы, бочки
и другие элементы такого порога, конечно, также представляют сложность и
интерес для каякера, но их преодоление накладывается
на общую тактику прохождения прижима. Основные способы прохождения прижима
следующие.
Скоростной прострел по основной струе
Это самый незамысловатый маневр,
но он требует высокой точности исполнения. Выходная струя за прижимом в
большинстве случаев достаточно узкая, и надо хорошо чувствовать воду, чтобы
попасть точно на эту струю и удержаться на ней. При ошибке в одну сторону
судно попадает в прижим, в другую — сваливается в улово
за выпуклым берегом. Для того, чтобы попасть в нужную точку, нос каяка во все
время этого маневра должен быть направлен намного ниже прижима. Желательно
заходить в прижим вдоль выпуклого берега (по крайней мере, уйти от него на
наружную сторону поворота намного проще, чем обратно), однако при наличии
препятствий на входе это не всегда возможно. |
|
Носовой или кормовой траверс входной струи перед прижимом от
внешнего края к внутреннему позволяет уйти от прижима без значительного
смещения вниз по течению. Такой способ удобен в тесных прижимах, когда, например,
широкая скальная стенка преграждает реку через 1–1,5 корпуса после
крутой мелководной горки, проходимой только у внешнего берега. Однако не
начинайте выполнять траверс на самой этой горке: случайный выступающий камень
может развернуть лодку самым невыгодным для вас образом. Если на струе
имеются валы или небольшие бочки, используйте их для вашего маневра. Траверсировать
струю в прижиме можно вплотную к скале или отбойному валу, но только при
одном условии: вы должны иметь запас
скорости для того, чтобы уверенно уходить от препятствия. |
|
Уход в улово
За внутренним берегом поворота в
большинстве случаев образуется улово, и уход в это улово,
вероятно, можно считать простейшим способом прохождения. В отличие от скоростного прострела по струе, этот метод не
требует балансирования между двумя нежелательными линиями движения. Он
выполняется в одну сторону "до упора": зайти в улово
как можно быстрее и как можно раньше. Развернувшись в улове, судно осторожно
выходит на край струи и сползает ниже прижима. Это весьма архаичный и малоэффективный прием. В самом
деле, если скорость вашей лодки позволяет вам уйти за внутренний край
струи, то она тем более достаточна для того, чтобы пройти по этому
краю. В таком случае, зачем вам уходить в улово?
(Если, конечно, этого не требуется для решения других задач, например, для страховки последующих судов или для разведки
участка реки за поворотом.) В основном такой метод прохождения используют
слабо подготовленные гребцы и неслаженные экипажи многоместных судов, не
уверенные, что смогут точно попасть на выходную струю и удержаться на ней.
Они предпочитают заблаговременно свалиться с нее в менее опасную сторону.
Большинство же каякеров пользуется этим приемом
только тогда, когда начало выходной струи перегорожено очень мощным отбойным валом или каким-либо другим
препятствием. Особенно осторожно следует подходить к этому маневру на
реках с большим расходом или в условиях паводка.
В этих случаях в уловах образуется мощная вертикальная турбулентность в виде поганок. Для каяка она не менее опасна, чем
сам прижим, да и для более крупных судов поганки представляют определенную
угрозу: хотя они и не переворачивают катамаран, они легко могут столкнуть его
обратно в прижим, носом против течения, бортом к скале и без скорости. Выйти
из такого положения бывает достаточно сложно. Кроме того, существует еще один
тип прижимов, в которых такой маневр не работает. |
|
Если вы, подходя к повороту,
видите у внутреннего берега большую галечную отмель, это еще не означает, что
за ней вас ждет улово. Нередко
бывает, что значительное количество воды фильтруется через отмель и после нее
собирается в мощный широкий поток, вливающийся в основную струю выше
собственно прижима. Скорость течения в этой области меньше, чем в основной
струе, и в нее можно войти почти так же, как в улово.
Однако вслед за этим поток выбрасывает не ожидающий такого подвоха экипаж
снова под прижим. Способ прохождения таких прижимов вполне стереотипен.
Если вы намереваетесь уйти за отмель, не доводите разворот лодки до 180° до
тех пор, пока не убедитесь, что входите действительно в улово.
Если же вместо улова вы обнаруживаете поток, выходящий из-под отмели, то
остановите вращение прежде, чем лодка повернется к нему другим бортом.
Например, если вы проходите прижим на правом повороте, вы все время должны
подставлять этому потоку правый борт. Уйдите немного вглубь от сбойки, чтобы убрать корму с основной струи.
После этого траверсируйте поток, пока не спуститесь ниже
прижима. Подобным же образом проходится прижим с одной или
несколькими очень большими поганками, заполняющими собой все улово. Такая ситуация обычна для крупных рек по
нормальному для них уровню воды. Каяк входит на край поганки, подставляя ей
все время один и тот же борт, и траверсирует по этому краю мимо прижима. |
ВАЛЫ
При прохождении валов
в игру вступает еще одна сила — сила тяжести. Оказавшись на валу, каяк начинает
соскальзывать с него, как с горки. Чтобы взойти на вал, каяк либо должен иметь начальную
скорость, либо должен быть подставлен потоку на передней (верхней по
течению) стороне вала так, чтобы этот поток поднял его на вал. На обратной
(нижней по течению) стороне вала особых эффектов не возникает, поскольку сила
тяжести действует в ту же сторону, куда движется каяк и вода.
Это самый простой и надежный
вариант, но одновременно и самый мокрый. Если вы неуверенно чувствуете себя в
валах, поверните лодку носом по течению и разгоните ее. Тогда вал будет
переворачивать ее только в наиболее устойчивом направлении — через корму. Высота вала определяется начальной скоростью потока, и
можно было бы предположить, что каяк, имеющий перед входом на вал ту же
скорость, сможет подняться на такую же высоту. Однако при входе на вал каяк
начинает тормозиться до тех пор, пока его нос не поднимется параллельно
склону вала, поэтому он должен иметь некоторый запас скорости. Если вал
пологий, то можно в этот момент отклониться назад, чтобы разгрузить нос (это
одно из немногих исключений из вышеупомянутого правила). Тогда разворот будет
быстрым, потеря скорости — минимальной, и небольшой начальной скорости вам
хватит, чтобы взойти даже на очень высокий вал. Если же передняя сторона вала очень крутая, то вы
буквально врежетесь в нее и потеряете при этом почти всю свою скорость.
Взойти на такой вал практически невозможно, его надо пробивать насквозь. При
входе в него нагнитесь вперед, чтобы течение поднимало не нос каяка, а ваш
центр тяжести, и продолжайте грести вперед. Если вал не прямой, а косой, при
входе на него задайте крен в ту сторону, куда движется вода вдоль
вала, и приготовьтесь сделать опору с противоположной стороны. Большинство каякеров стараются
использовать этот способ прохождения как можно реже, однако во многих случаях
он бывает необходим или желателен: на очень крутых валах, на очень больших
валах, на узких пирамидальных валах. Если валы беспорядочные,
то проходить их иначе не имеет смысла. Движение носом предпочтительно при
валах на фоне сильной турбулентности, например, в пульсирующих валах. Наконец, во многих порогах
общая тактика прохождения требует держать лодку носом вниз по течению и иметь
положительную скорость. |
|
Прохождение валов боком, или, выражаясь
по-морскому, лагом, выглядит намного элегантнее. Лодка расположена
поперек передней стороны вала и не имеет собственной скорости. Легко видеть,
что поток стремится опрокинуть лодку против течения, поэтому гребец должен
держать крен в сторону вала. Строго говоря, он не
столько кренит лодку, сколько удерживает ее от крена в противоположную
сторону, поскольку лодка остается практически горизонтальной; но по отношению
к потоку, восходящему на вал, это и есть положительный крен. Благодаря этому
крену поток увлекает лодку вверх. Крен при движении лагом задается исключительно движением
бедер. Если задавать его наклоном корпуса, вы, скорее всего, на вершине вала
не успеете убрать крен и просто упадете с нее на обратную сторону — головой
вниз по течению. Для большей устойчивости обычно делается опора на вал — низкая
(тыльной стороной лопасти), высокая (рабочей стороной) или высокая, совмещенная с прямым
притяжением. Одновременно гребец может работать вперед или назад,
смещаясь таким образом поперек русла. Движение лагом позволяет проходить валы с наименьшим
количеством брызг, созерцать окрестности, внимательно рассматривать
последующий участок реки, экономить силы. Это идеальная тактика для крупных
рек с умеренным уклоном и широкими пологими валами: каяк движется только
поперек реки, выбирая наиболее подходящий маршрут. Но на узких, тесных,
крутопадающих реках ее можно применять лишь изредка. Дело не только и не
столько в том, что ширина реки может быть недостаточной, а в том, что
большинство маневров на такой воде — заходы
в улова, прохождение бочек и крутых валов, прыжки
с водопадных сливов — требуют иметь запас скорости или, по крайней
мере, иметь возможность быстро разогнаться, не тратя времени на разворот. Не
следует злоупотреблять этим методом в пульсирующем, сильно турбулентном
потоке и на узких пирамидальных валах. |
|
Траверс по
валу
Пока лодка находится на передней
стороне вала, она стремится соскользнуть с него навстречу течению. Именно такое
движение требуется для того, чтобы траверсировать струю. Вместо того, чтобы
самому работать против потока, гребец может использовать любой, даже самый
небольшой, вал, чтобы облегчить свою задачу. Очень маленький или очень пологий вал не может полностью
удержать лодку, поэтому траверс внешне выглядит похожим на траверс обычной гладкой струи. Каяк движется
против течения под острым углом, но с двумя особенностями:
В таком положении каяк быстро
смещается поперек потока. При входе в улово у
противоположного берега необходимо сменить крен на противоположный. Если вал более мощный, на него можно переложить всю
работу. В этом случае каякеру не нужно грести
вперед, а нужно только управлять углом траверса и креном
лодки, как в следующем упражнении:
Работать веслом со стороны
поднятого борта кажется неудобным; к этому нужно привыкнуть. На хорошем широком
валу можно долго кататься взад-вперед через всю реку:
|
|
Пирамидальные
валы
Если заходить на пирамидальный вал носом строго по центру, это
практически эквивалентно прохождению прямого вала, за одним исключением:
пирамидальные валы, как правило, имеют острую верхушку, на которой каяк
держится весьма неустойчиво. Если же заходить на большой пирамидальный вал
поперек боковой стороны, то при наличии хорошего чувства равновесия можно
выполнить эффектное боковое скольжение: при небольшом крене
от вершины вала (т.е. отрицательном) лодка соскальзывает вбок к его
подножию. Если вы чувствуете себя на этих валах достаточно уверенно, можете
грести в это время назад, чтобы задержаться на валу и усилить это смещение. |
|
Прохождение пирамидального вала лагом не имеет особенностей только тогда,
когда каяк всходит на него строго серединой. Если же вершина вала оказывается
ближе, например, к носу, то нос тормозится, и лодка разворачивается кормой
вперед. С другой стороны, при прохождении такого вала гребец, как правило,
делает опору-притяжение, которую он также может выполнить ближе к носу или к
корме. Если в данном случае гребец намерен сохранить положение лодки, он
должен сделать это притяжение ближе к носу, чтобы перебросить нос через вал;
если же требуется развернуть лодку, то притяжение делается ближе к корме и
усиливает вращение. Однако в высоких пирамидальных валах такое вращение легко
может выйти из-под контроля гребца. Примером может служить пересечение струи между двумя
уловами. Может оказаться, что в единственном удобном для этого месте на струе
будет стоять высокий пирамидальный вал. Если зайти на него так, чтобы сиденье
гребца прошло строго через вершину вала, лодка сохранит свое поступательное
движение и скатится с вала требуемым образом, даже если гребец потеряет
ориентировку в пене на вершине вала. Если вершина окажется ближе к корме,
лодка повернется вниз по течению и войдет в желаемое улово
намного ниже, чем было намечено (если, конечно, струя не обрывается в
водопадный слив между этими двумя точками). Если же вершина вала окажется у
носа, лодка затормозится, развернется носом против течения и скатится кормой
вперед обратно к исходному берегу. |
Разворот на
валу
Если при подходе к валу лодка не
строго перпендикулярна ему, то вал стремится развернуть ее параллельно гребню.
Это вращение можно использовать для придания лодке требуемого курса. При входе
носа лодки на переднюю сторону вала в гребок включается небольшой дуговой
элемент, а вал довершает поворот. После такого поворота лодка сохраняет большую
часть своей начальной скорости и продолжает движение в новом направлении. Из
этого же положения можно продолжить вращение вторым дуговым гребком и
развернуть лодку против течения.
Другое удобное место для разворота — собственно гребень
прямого или косого вала, поскольку в этот момент лодка погружена в воду лишь
серединой. Разворот выполняется двумя дуговыми
гребками. Пусть, например, лодка всходит на вал носом. Первый гребок
делается от кормы; он не только вращает лодку, но и тормозит
ее на гребне, предоставляя больше времени для разворота. Весло при этом гребке
находится на передней стороне вала. Второй гребок выполняется от носа, весло
работает на обратной стороне вала.
На больших и широких валах можно выполнять и более сложные
маневры, сочетающие развороты, носовой и кормовой траверс вала. Общая черта
всех таких маневров — широкие прямые и дуговые гребки, направленные всегда
против течения.
БОЧКИ
При прохождении бочки
на каяк действует его собственный вес и встречное течение. И то, и другое
препятствуют дальнейшему движению лодки вниз по течению. В некоторых случаях
именно это и требуется; если же каякер намерен пройти
бочку, он использует для этого донное течение под бочкой и инерцию своего
судна.
Для байдарок единственный способ прохождения бочек –
прострел на скорости.
Глубокие
бочки
Никогда не пытайтесь играть с глубокими
бочками. Всегда проходите их носом, держа каяк перпендикулярно
бочке, и гребите вперед изо всех сил.
Даже если область обратного течения за бочкой очень
невелика и бочка выглядит вполне безопасно, это не что иное, как глубокая щель,
заполненная пеной. Если каяк провалится в нее, у вас не будет никаких шансов
вытащить его наверх, против его веса и против обоих струй, отвесно падающих на
деку. Оверкиль в такой ситуации не занимает много
времени, а эскимосский переворот только возвращает вас на прежнее место.
Единственное, что остается делать в такой ситуации — покинуть лодку и спасаться
вплавь.
ВХОД/ВЫХОД ИЗ УЛОВА ЧЕРЕЗ БОЧКУ
|
Улово непосредственно за
камнем, ограничивающим слив, представляет достаточно специфический случай.
Часто от такого камня начинается длинная косая
бочка, относящая лодку прочь от улова. Примером может служить,
например, известное улово в Лосево
за "жандармом"; войти в него сверху весьма непросто.
Заходить в такие улова, безусловно, необходимо вплотную к
камню, поскольку бочка в этом месте минимальная. Однако обычная ошибка состоит
в том, чтобы, заходя сверху по течению, заранее направить нос лодки в камень,
рассчитывая, что боковое течение перед камнем снесет лодку в требуемую точку.
Конечно, оно это сделает, но при этом лодка получит поступательную скорость,
направленную вбок, от улова, а косая бочка продолжит начатое движение. В
результате лодка пройдет мимо улова. К тому же результату, как нетрудно
догадаться, обычно приводит вход в бочку в стороне от камня.
Правильный курс должен приводить лодку строго в край бочки,
вплотную к камню. Для этого надо начинать разгон со стороны струи, под углом к
ней, и учитывать что полная скорость лодки складывается из ее
скорости относительно потока и скорости самого потока. При входе в бочку
следует развернуть каяк перпендикулярно ей, чтобы уменьшить боковой снос вдоль
бочки. Дальнейшее прохождение бочки происходит обычным образом. Часто разность
скоростей потока бывает столь велика, что дополнительного вращения лодки с
помощью зацепа практически не требуется. В таких случаях гребец просто
продолжает интенсивно грести вперед, контролируя вращение лодки с помощью
большей или меньшей дуговой составляющей гребка. Преодолевая бочку,
лодка смещается вниз по течению, и камень не мешает ей завершить разворот.
Для выхода из такого улова следует разогнаться под очень
острым углом к сбойке и, перепрыгнув через бочку вплотную к камню, поместить
каяк во впадину перед бочкой. Здесь выполняется траверс, и каяк проходит мимо бочки. Для
успешного траверса необходимо удерживать лодку под острым углом к струе, по
возможности стараясь задавать лишь минимальный крен,
и интенсивно грести вперед, против течения. С верхней по течению стороны лодки
выполняются прямые гребки, с нижней — дуговые.
Если вы перестанете грести, отпустите нос, увеличите крен и обопретесь на
бочку, вы пройдете ее лагом обычным образом, но такое
прохождение далеко не всегда выводит вас на требуемую линию движения в нужном
положении.
РАЗВИТАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ
Если вы намерены пройти участок
реки вдоль самого берега, чтобы обойти что-то нехорошее на основной струе,
вам, возможно, придется считаться со спиральным течением. Такое движение очень
похоже на траверс, однако теперь компенсируются не продольные, а поперечные
составляющие скорости. Вода движется вниз по руслу реки и от берега; скорость
лодки относительно воды направлена вниз и к берегу. В результате лодка
движется параллельно берегу немного боком, а ее нос направлен в сторону
берега. Интенсивность спирального течения резко возрастает при
удалении от берега, поэтому если уж вы решили проходить порог подобным
образом — двигайтесь вплотную к берегу. Главное в этом маневре — поменьше
думать о том, что может ожидать вас на основной струе, если вы не удержите
лодку у берега. Если вы будете непрерывно бояться попасть туда, именно этим
дело и кончится. |
Поганки
От этих структур лучше держаться подальше — ничего хорошего
вы там все равно не найдете — но иногда каякеру
приходится проходить их. Самая сложная часть поганки — это не она сама, а сбойка между ней и основной струей. При встрече
с поганками каякеру остается только одно: грести
вперед. Уровень воды в области поганки несколько выше, чем вокруг
нее, поэтому лодка должна иметь достаточную начальную скорость, чтобы взойти на
поганку. Для того, чтобы турбулентность на сбойке минимально воздействовала на
каяк, преодолевать ее нужно также с максимальной скоростью и желательно под
прямым углом.
Прохождение через одиночную поганку, размеры которой в
несколько раз больше размеров каяка, выглядит достаточно незатейливо. После
того, как каякер преодолеет границу и взойдет на
поганку, он может относиться к ней как к более или менее однородному потоку и
двигаться по ней прострелом или траверсом в нужном направлении.
При большом расходе воды на выходе из порогов часто
образуются сплошные массивы поганок размером от полкорпуса до
1,5–2 корпусов каяка. Пробираться через такие заросли, да еще после
прохождения серьезного порога — как раз то, что может пожелать каякер своему злейшему врагу. Но что делать, если такой
маршрут оказывается единственно возможным?
Прохождение поганок. |
Воронки