ПРОСМОТР И ПРОХОЖДЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ
Прохождение препятствий с ходу возможно только в том случае, если вы заранее знаете,
что оно очень простое или если вы (и все ваши товарищи) абсолютно уверены, что
всегда сможете остановиться в пределах видимости от данной точки. Если у вас
нет такой уверенности и вы не видите ни выхода из порога, ни улова, в котором
вы точно могли бы остановиться и просмотреть участок до следующего улова, необходимо разведать порог по берегу. В вашем распоряжении
могут быть три источника информации:
Оценив сложность прохождения,
опасности, имеющиеся на вашем пути, и возможные последствия ошибки, вы должны
принять решение: проходить порог или обнести его. Если вы чувствуете, что порог
вам не по силам, то обнести его — признак не дурного тона, а здравого мышления.
Зачастую именно это решение требует наибольшего мужества.
Если же вы решили проходить порог, то ваша следующая задача
— разработать и запомнить маршрут и план прохождения.
Перед тем, как сесть в каяк,
проверьте все свое снаряжение. Оно должно быть полностью готово к работе.
Подайте сигнал вопроса, который в данной ситуации
означает: "Можно ли стартовать?" Получив сигнал "СТРАХОВКА ГОТОВА":
После прохождения порога еще раз
просмотрите его и сравните свои действия с тем, что вы планировали:
Помните, что даже если прохождение
закончилось не в вашу пользу — оно состоялось, и оно дало вам определенный
опыт. Когда-нибудь в будущем он вам непременно понадобится. В конце концов, все
успехи в человеческой жизни держатся на одном фундаменте: на прошлых ошибках...
Теперь о страховке
Страховка в водных походах организуется
с берега или с судна – с катамарана. Целью ее является вылавливание плывущего
мимо перевернувшегося экипажа, лодок, весел и недопущение их ухода в следующее препятствие.
Страховка с берега представляет
собой, человека с «морковкой». Спасконец свободным
концом должен быть крепко привязан на берегу (к камню, к дереву). Страховка ставится так, что если плывущий мимо человек
схватит брошенную ему «морковку» и пристегнет ее карабином к себе, то натянутая
веревка притянула бы его к берегу в улов, а не оставила бы болтаться на струе.
Человек, бросающий спасконец, должен держать веревку
с той стороны, КУДА течет река. Если же веревка будет со стороны выше по
течению от бросающего, то после натяжения она свалит его с ног и спасать нужно
будет еще одного человека.
Бросать спасконец
нужно, только наладив зрительный контакт со спасаемым: нужно привлечь его
внимание, громко крикнуть (иногда матом эффективнее). Бросать
«морковку» нужно в руки или чуть ниже по течению.
В особо серьезных случаях
выставляют страховку живцом, то есть человек с пристегнутой к спасжилету «морковкой» прыгает в нужный момент в воду и
вылавливает потерпевших.
Страховка катамараном – катамаран зачаливается
в улов ниже препятствия и ждет прохождения следующего экипажа.
При аварии он выходит из улова и может: выловить отдельно плывущих людей на
раму, поймать байдарку между баллонов, закрепить и отбуксировать к берегу (на
несложных реках), на сложных реках доставить «морковку» и закрепить ее на
аварийном судне.
Иногда возможна страховка каяком –
тоже сводится к точной доставке спасконца к аварийному судну.
Сигнализация
Иногда в ключевых местах порога
нужна сигнализация, чтобы указать верный курс судну, если препятствие плохо или
вообще невидно с воды. Тогда на видном месте ставится человек, который при прохождении
порога другим экипажем делает следующие знаки:
Две поднятых вверх руки –
двигаться прямо
Две руки наклонены в сторону вверх
– слегка сместиться в указанную сторону
Обе руки вытянуты в одну сторону –
резко уходить в эту сторону
Руки скрещены перед грудью –
срочно зачалиться перед препятствием, так как проход
невозможен или возникла другая чрезвычайная ситуация.